22 ИЛЛЮЗОРНЫХ НЕСЧАСТЬЯ

Отчет о байдарочном походе по реке Вуокса на Карельском перешейке

23 июля – 2 августа 2004 г.

не претендуя на объективность

лапу приложил смиренный баасист-къебернетик Андрей

###

22/07/04

Многообещающее начало. В путь. С опозданием.

Я нервничал. Я волновался. Собрал рюкзак накануне с тем, чтобы с ним пойти на работу. На работе же метался от одного дела к другом, поскольку дел, как всегда в таких случаях, оказалось много.

Продолжал волноваться, потому что Аня-м вчера как-то неважно отвечала на sms с вопросами о планах и сборах. Когда же Аня-м объявилась, то сообщила, что на поезд в 20.26 она не успевает и собирается ехать в Питер на машине с каким-то малознакомым гонщиком. Мне было предложено составить компанию, и я согласился. Спокойствия такой поворот событий мне не прибавил.

Выслушал напутствия на работе и поехал, проводил разношерстную компанию на поезд. Ох, что-то будет…

Поехал на Войковскую, где купил пива и сел на рюкзак под деревом и успокоился. Стал ждать Аню-м.

Как же опошляют мобильники прелесть процесса встреч. Нет бы договориться – давай в начале следующей недели у Брендидуинского моста. И приходишь, туда садишься и ждешь пару дней. Подумать о многом успеваешь. Размеренная жизнь – упорядоченная жизнь – неспешно и толково. Люди мимо проходят – а ты тут сидишь. И так важно попыхивая трубочкой, говоришь «У меня тут встреча назначена, дядя!»

Просидел я с 21.30 до 24.00 и за это время успел раза четыре позвонить и получить невразумительные объяснения от Ани о причинах опоздания. Когда же она приехала, то выяснилось, что она забыла дома мобильник, а некий Дизель, который должен был нас везти – куда-то испарился. Мой мобильник был на последнем издыхании, так что я еле успел сообщить уехавшим, что мы поедем прямо в Лосево. Аня была слегка не в себе после тяжелых будней и беспробудней, и плохо ориентировалась в происходящем. Сели в такси и поехали на вокзал. Билеты остались только на сидячий поезд в 2.02. Но, доплатив по 600 рублей, мы переместились в купе проводников и, к счастью, выспались.

23/07/04

В городских джунглях и в песках карельского перешейка. Все участники в сборе.

Не отходя далеко от вокзала, прикупили Ане панамку, носки, кроссовки и замечательную полартековую кофту оранжевого цвета.

На встречу участников путешествия на Финляндском вокзале в 8 утра мы опоздали, поскольку был уже час дня. Сидели в скверике, подкреплялись пивом. В 14.30 погрузились в электричку до Лосево, удачно сев на рюкзак под окошком и покатили на север.

Всё против нас – в Петаярви, за одну станцию до Лосево, поезд встал и стоял минут 45, пропуская встречный. Все повылезали на платформу, шлялись, сидели, пили пиво. Кажется, что в таких ситуациях у людей возникает иллюзия единства, растворяющаяся при гудке локомотива, но оставляющая некий осадок в виде серых хлопьев в глубине души.

В Лосево нас встречали обеспокоенные участники экспедиции. Минут за 45 дошлепали до турбазы Лена, на берегу полноводной Вуоксы. Сосны, песочек, напоминает Серебряный Бор – место силы города Москвы. Весь берег занят кемпингами и полно машин.

Ощущалось легкое смятение – куча вещей, куча незнакомых людей, все занимаются своими делами. Зато нас все запомнили сразу – вот такая дешевая популярность опаздывающих. Тут же нас назначили дежурными, придав в усиление экипаж Вовчика с Женей.

Кстати, о звезданутом личном составе – все 22 человека:

Я (такая вот нескромность)

Аня-м,

Маша aka Бес,

Леша Новиков aka Уважаемый,

Тимур aka Кеды.

И наш железобетонный инструктор – Элла.

Компания оказалась сборная, но имеющая в своей основе выходцев из МШЭ, поступивших на ЭкономФак МГУ.

Совместный ужин протянул первые ниточки взаимных симпатий. К месту пришлось купленная мною баклажка пива. Олег-Крошка достал свою заветную клюквенную настойку.

Вечером пошли на Лысую гору, в темноте смотрели на реку, кидались камнями и шишками, бегали и веселились. довольно теплая.  Те кто не ходил на гору, занялись титаническим трудом – выпилили из огромного пня "крышку" для нашего большого кана, чтобы ускорить процесс закипания. Что и говорить – крышку эту мы забыли уже на следующей стоянке. Так же как и лопату.

А совсем ночью я не удержался и искупался. Водичка - вполне.

Нас ждал глубокий здоровый сон, не омрачавшийся, к счастью, ничьим излишне громким поведением.

24/07/04

Крещение волнением. Игры и песни.

После завтрака расселись по судам и распихали гору вещей. Флотилия из 10 Тайменей. Бивак из 12 палаток. Так масштабно я еще не ходил в походы.

Посидели пару минут на дорожку и без какого-либо инструктажа (Элла потом утверждала, что объяснила – куда идем, но большая часть, по-моему, этого не заметила) двинулись в путь.

Река здесь широкая и на длинном участке попутный ветер нагнал приличную волну. Пожалуй до 40-50 см. При том, что по паспорту эксплуатация Тайменей допускается при волне до 15-20 см. Караван сразу же растянулся, причем Элла с Тимуром умчались за горизонт, а мы с Аней потеряли из виду экипажи, следующие за нами. При том, что я не знал – какое зрение у тех, кто идет сзади, а там были как раз неопытные люди. Я злился, глядя на серые волны – что поделать, если я не знаю, кто где, все разошлись по разным берега; а волна была все больше.

Солнце было в дымке. Покачиваться и скользить на волнах было довольно приятно. Мне-то это было не страшно, поскольку я в такую волну уже плавал. Но в то же время страшно за тех, кто не знает, как легко на такой волне кильнуться. Мы воды не начерпали, но, как выяснилось, многих заливало. Аня жаловалась на приступы морской болезни.

Километрах в 10-12 от базы за мысочком мы нашли ушедших вперед участников. Сигнальным маяком служил Тимур. Я вылез на берег и сразу поругался с Эллой, что, похоже, не произвело на нее никакого впечатления, она сказала – что пускай каждый учится сам, а нам надо скорее занимать стоянку, поскольку народу в акватории и по берегам очень много. В этом есть, конечно, истина, но хотя бы в первый день и в такую волну следовало либо давать более четкий инструктаж, либо идти инструктору сзади и смотреть – кто чем занимается. Что самое смешное – урок из происшедшего действительно не был извлечен, что подтвердилось на следующий день.

А здесь была стоянка с пляжем, автомобилистами, черникой и земляникой в лесу. Также сохранившиеся с Финской (или Зимней, как ее называют финики) войны окопы, надолбы и дот (сиречь Долговременная Огневая Точка).

N.B. Что характерно – по-английски dot как раз и обозначает точку, а у японцев дот называется «тотика».

Места здесь обжитые – мусорки, чудовищные ржавые механизмы, моторки, музыка из автомобилей.

Суп варили исключительно долго, но получился вполне хороший.

Поиграли в игры, в том числе в шумные. Наметился даже определенный идеологический раскол – на играющих в ассоциации и пьющих вино (возрастной ценз?). Мне было со всеми интересно, я чувствовал, что со всеми мне довольно легко общаться.

В лесу покусывают комарики. Конечно, не то, что на Белом море было, но  когда мы вышли на бережок с инструментами, имея целью помузицировать – то у меня лично левая рука, как менее подвижная при игре на гитаре, оказалась нещадно искусанной.

Пели песни.

Таня Котова с Сашей – замечательно сыгравшаяся парочка. Исполняли песни Умки и Дженис – замечательно.

25/07/04

Большой переход. Чудовищный ливень. Бабкинсы пропали!

Вышли где-то в 11.15.

Вода спокойная, плыть весело. К 13 часам почти все собрались на мысу перед сужением русла. Было жарко, так что хотелось искупаться. Элла пошла вперед, сказав, что скоро будет стоянка на скалистом правом берегу.

Вошли в узость. Народу по берегам была тьма тьмущая – все-таки сегодня воскресенье. Течение тут уже ощутимое, особенно между островами. Идти стало гораздо сложнее, но мы не отставали от своих непосредственных соседей – экипажей Леши с Ирой и Олей, и Олега Поливина с Anik. Больше мы никого не видели – только на пределе видимости впереди Олег Абашев с Олей.

Развлекались перекрикиванием с собственным эхом – берега реки сжимались в ужасе от истошных воплей, которые мы издавали в течение минут 10, из-за чего течение (каламбур!) отнесло нас down by the river немножко.

Скоро взгляд начал блуждать по правому берегу в поисках заветной стоянки. Я уже устал – Аня часто отдыхала и отбивалась от насекомых, а один я не слишком хорошо выгребал, так что тоже предпочитал отдыхать. Для облегчения участи я решил грести без остановки до какого-нибудь пункта. Первым таким пунктом я наметил полуостров со скалой по правому от нас берегу.  Я в душе надеялся, что как раз там и будет наша стоянка.

N.B. Позже выяснилось, что Элла, говоря «правый берег», имеет в виду правый берег, если двигаться по течению, а не тот который был по правую руку в настоящий момент. В общем, логично, но мне не пришло в голову.

Минут за 40 дочапали до скалы, но никого там не нашли. В любом случае решили отдохнуть – место красивое, напомнило мне лучшие места Белого Моря или северной части Карелии. В камень вделаны причальные кольца, к которым привязались и подошедшие следом две байдарки. Пожевали сухой паек и минут через 40 двинулись в путь.

Только часам в 18 добрались до места, издавая радостные вопли. Возвышенный бережок – лиственный лес, неспелая смородина в лесу и огромное количество туалетной бумаги прямо в 10 метрах от поляны. Люди, которые уезжали отсюда на машине, оставили нам хлеб, колбасу и молоко. Неужели мы и впрямь так жалко выглядели.

Поставил палатку и присоединился к расположившимся на скале, готовящимся наблюдать за триумфальным прибытием следующих изможденных экипажей. Наши ожидания вознаградила Катя со своим моноспектаклем. Как это выглядело со стороны – при подходе к берегу, Катя стремглав выскакивает в воду, но неожиданно для себя погружается в воду, не нащупывая под собой дна. При этом в руке у нее весло и она судорожно пытается подплыть к берегу. Когда ей это удается, она под оханье и смех собравшихся на скале, садится на камень посереди воды спиной к нам и так и сидит в мокрой тельняшке, с веслом в руке.

Отстали Бабкинсы – такое название получили экипажи Антона с Ксюшей и Маши с Лешей. Как сказал Крошка У – он их в последний раз видел на полпути к промежуточной стоянке, когда плавал к ним на моторке. Оставил он их дрейфующими в виде катамарана, а Бабкинса гребущим аки гондольер.

Как только поставили большой тент и спилили сосну – стеной ливанул жуткий дождь. Мы с Вовчиком бежали по лесу с сосной на плече и успели вымокнуть. Голодная компания собралась под тентом, где земля мгновенно развязла от струй воды, стекающих с тента. Потоки размывали все. Под бутерброды принимали профилактические напитки и смотрели на буйство стихии, к тому времени обогатившей нас градом. Разговор периодически переходил на Бабкинсов – интересовало – где они и в каком виде. Элла сразу пресекла попытку плыть за ребятами в состоянии аффекта и под дождем, так что под покровом ночи и тайно Вовчик с Женей поплыли в безрезультатный рейд в поисках Бабкинсов. Был сильный туман. Я не мог заснуть, лежа в палатке очень долго, т.к. не мог не слушать трепотню перед костром.

А закат был очень красив. Это к слову пришлось.

26/07/04

Спасение на водах. Мыс медитаций. Суд чести.

Не попив даже чаю, отправились спасать Бабкинсов. Вовчик в роли Рокки, я – Чипа, а Олег У – Дейла. Стрелой домчались  вниз по течению километров на 10, где на одном из островов обнаружили пропаданцев неспешно завтракающими и читающими книжки. Это в 12-то часов дня.

Поругались, выслушали щемящую душу историю о том, как ребята вчера отстали, не поняли, куда плыть, Ксюша куда-то плавала в купальнике поперек течения, и в итоге встали на острове, где добрые соседи снабдили их дровами. Сильного дождя у них не было.

С наказом собираться поскорее мы сами поплыли в магазин, где ребята купили последний батон хлеба, бутылку колы и некоторое количество пива. А я сидел сторожил лодку, рассевшись в тени возле сарая со шляпой, надвинутой на глаза.

Олег громогласно поматерился на вяло собиравшихся Бабкинсов, загнав всех в смущение, по-моему. Мне было толи смешно, толи смущно. Перекусили перед дорогой.

Потом довольно резво вернулись на стоянку, снова передохнув на скале. Я с удовольствием искупался на стремнине. Встречный ветер на последних сотнях метров был сильный, так что под конец пришлось основательно понапрягаться.

После неспокойной ночи и трудов меня охватила определенная апатия. Не знал – куда приткнуться и почувствовал себя несколько одиноко и чужеродно.

Вышли с пивом полежать на скалистый мысок. Покой.

Часть населения отправилась исследовать красивое озеро с лилиями выше по течению. Экипаж Ани-м, Anik и Жени умудрился кильнуться в болотистом месте с илистым дном. Мудрые женщины уселись втроем на "верхний уровень", что повлекло немедленный переворот. Традиционно потребовались спасательные операции, в которых участвовали Вовчик с Олегом Абашевым. Солнечные очки Anik спасти не удалось. Подмоченной оказалась репутация и некоторых фотоаппаратов.

После этого скорость движения к лагерю, похоже, превышала нормальную раза в два. Замерзшим выдали укрепляющего напитка, причем Anik посетовала на недостаточную крепость. Достойная у нас молодежь произрастает.

Вечером все на том же мысу состоялось заседание выездной сессии межмуниципального суда чести. Олег-Крошка от лица общественности выразил общее "Фи" в отношении поведения Бабкинсов, которые ко всему прочему еще и мешали поспать честному народу после обеда своим традиционным шумом и гамом.  Мы дождались вполне искренних объяснений и не перешли за грань, когда начались бы уж совсем неприличные обиды.

Хорошо было музыкально-умиротворяющее завершение, предложенное Олегом Абашевым. Постепенно разговор разделился на отдельные водоворотики, время от времени соприкасавшиеся и порождающие локальные бури, сопровождаемые неизменным громогласным смехом Ксюши и Маши.

Песнопения и возлияния продолжались и продолжались. Причем я умудрился порвать первую струну на Олеговой гитаре и снял запасную со своей "растопочной" гитарки. Поющие были рады, спящие нет!

Когда я лег спать то был нетрезв в той степени, когда чувствительность всех сенсоров слегка повышена и надо же такому было случиться, что, закрыв глаза, я услышал какое-то стремное шуршание в районе головы. Сначала я тешил себя надеждой, что источник шума находится вне палатки, но слух уверял в обратном. Фонарик я конечно не нашел и, взволновавшись, попросил у Олега, сидящего на берегу зажигалку. При ее свете я обнаружил в палатке непрошеного постояльца – черного жука, забравшегося в пакет и шуршащего своими ножищами. Выкинул его. Спокойной ночи, добрых снов.

А на мысу продолжались песни.

27/07/04

Шлюз таит опасности. Темный Остров таинственен.

С утра некоторые участники ночных бдений имели квелый вид. И даже пили пиво.

Завтрак был приготовлен Бабкинсами, что характерно, вовремя и качественно. Не может не радовать. Что это – воспитательный эффект вчерашней беседы или же врожденное чувство ответственности – вот тайна, покрытая мраком.

Снова вышли в 11 часов (чего снова не очень-то одобряла Элла). Плыть было весело, фотографировались с Олегом и Anik. Минут через 20 приплыли к шлюзу, на правом берегу раскинулись роскошные владения с типичным швейцарским шале. Говорят, оттуда стреляют. Неудивительно.

А мы проводили байдарки вдоль берега. Течение очень сильное и процесс был исполнен драматизма – парни в штанах и без, превозмогая мощь бешеной реки, проволакивают норовистые байдарки, еле удерживаясь на ногах. Две байдарки развернуло и начало наполнять водой. С матом и кряхтением вернули их на ровный киль. Еще бы чуть-чуть – и пиши "пропало". Как раз в этот момент у меня с ноги сорвало тапочек и дальше по камням пришлось ходить аккуратней.

Также жертвой шлюза стали мои штаны (с замечательным армейским ремнем и желтой банданой вместе), которые я забыл на берегу.

Дальше пришлось основательно выгребать против течения. Я бы даже сказал отчаянно. Когда река опять расширилась и мы воспряли, то оказалось, что мы попали в какое-то заколдованное место – казалось что встречного течения нет, но, даже прилагая большие усилия, мы стояли на месте. Удивленные, мы соединились в большой плот и подкрепились сухпайком и чаем.

Аня снова жаловалась на морскую болезнь и требовала допинга в виде маринованных огурцов. После предоставления оного экипажем Олега и Anik, мотор включился  и по большой воде в спокойном темпе мы пришлепали к стоянке на острове в виде запятой (о. Темный), устроив под конец вводящий в заблуждение преследователей отдых с закидыванием ног кверху, сменившийся всесокрушающим решительным финишным спуртом. Правда, после этого Аня не хотела вылезать из байдарки еще около часа. Вот что значит – сжиться с пластиково-алюминиевой лошадкой.

Искупались. Кайф – вода теплая. Видел плывущую змею и заорал на нее и зашлепал руками. Она скрылась, а, потом я с ужасом ждал, что она набросится на меня исподтишка. Не очень-то смешно, учитывая, что позже мы нашли на берегу гадюку.

Место хорошее – простор по сторонам, мысок открыт, но уютно – камни (!), мох (!),  сосны (!), земляника (!), грибы. И, наконец-то, никого вокруг!!!

Испытал острейший приступ déjà vu. Я открываю палатку, чтобы просушить ее; на веревке, натянутой между сосенками сохнет одежда, тепло, светит солнце, дышится невероятно легко; и вокруг занимаются своими делами симпатичные люди.

Какой контраст, в сравнении с тем, как я лежал вчера в той же палатке не в силах шевельнуть головой, чтобы удобней лежалось, все вкруг было мокрым и неароматным, я никого не видел и не слышал, думая только – дай мне покоя!

N.B. Олег от души спросил – не брат ли и сестра мы с Аней-м. Хаха, сказал, что мы похожи. Хм, поскольку нас с Костиком тоже частенько принимали за братьев – веселенькая у нас семейка получается.

Я решил совершить какое-нибудь открытие в одиночку, как Снусмумрик, и пошел гулять по острову с кружкой чая. Ничего интересного не нашел, кроме крапивы и паутины. Единственное достойное внимания место на острове – мысок, где мы остановились.

Вечером почувствовал усталость и пошел спать.

Прочитал книжку Павича. Создалось впечатление, что он сильно постарел и устал. "Большая любовь начинается с трех обманов…" Он пытается заигрывать с читателем чрезмерно жирными метафорами и вызывающими символами – ощущение пустоты, пристанища иллюзий и извращений.

Вопиюще асимметричные наяву и симметричные во снах герои мочатся, истекают слюной и пьют ракию.

Кафка мне как-то ближе и понятнее. Буду его читать.

Сегодня был др Вовчика. С утра вручили ему поздравительную открытку формата А2, а вечером во время торжественного ужина большую круглую деревянную звезду.

Также не обошлось без "спасательных операций". Группа товарищей (с неизрасходованной энергией видимо) отправилась на исследование островов и пропала. А взяли они с собой нашу байдарку, в которой хранился запас сгущенки. А она как раз нужна была для торта из печенья. Пришлось вдогонку посылать экзекуторов.

В моей палатке к стабильно прописавшимся там комарам присоединился паучок, да еще мерзкий жук, который сначала шуршал и пугал меня, а потом обгадил меня какой-то пакостью.

28/07/04

Всемирный день высокоинтеллектуальных игр. Дневка.

Играли с утра до вечера, сидя под тентом. Никуда не плавали сегодня, поскольку принимался лить дождь.

Во время "дурацкой игры" позывными Тимура стали "Кеды", что стало роковым образом его прозвищем на все дальнейшее время.

Машка Бес заблудилась в лесу и вернулась мокрая и продрогшая. Жертва островного однообразия и многообещающий аспирант кафедры ориентологии. Я и сам, кстати, слегка запутался с направлением, когда вчера ходил гулять.

Весь вечер играли в мафию – игру, подрывающую веру в человечество.

"Мочить Эллу и Кеды"

"Кеды - мафия"

Леша демонстрировал замечательные способности к роли доктора.

Мне вот больше нравится быть мирным жителем, чем мафией. Мне не удается, да и не импонирует хорошо врать, выдавая себя за мирного жителя.

Сегодня много смеялись.

Смех – от бога или диавола он в человеке? Это наслаждение и как многие наслаждения – иллюзия. Это способ для организма взбодриться, как зевота. Но мало что объединяет людей так, как совместные путешествия и смех.

Смех это выход, иногда это последнее средство снять напряжение.

Иногда я готов любить всех за их смех – за собственую манеру издавать эти странные звуки – за хихиканье, уханье, фырканье, ржание и отрывистые хохотки.

Вот мой смех мне не нравится. И вот еще  - смеется ли кто-то в моих снах? Не помню, кажется что нет.

Среди личного состава наблюдается упадок сил и разложение. Плохо себя почувствовали Аня и Таня Котовы.

Я, залезая в палатку, чувствовал себя на грани заболевания.

Стоит ли говорить, что у меня поселились два паука и жук.

29/07/04

Погода не ласкова.

Дул сильный ветер. Разумеется, встречный. Нагнало волну и на реке и на озере, так что идти было довольно напряжно и надежды на комфортное плавание по течению рассеялись как туман утром.

Ждали Сашу с Таней на островке с большим камнем. Запомнилось упоенное швыряние крышки от термоса всеми ожидающими друг другу.

Без проблем сплавились по шлюзу. Чего и следовало ожидать.

N.B. Штаны мои кто-то упер с берега. Ну и сволочи.

Единственное, что вышла заминка с тем, что я не решился плыть в одной лодке с Аней, не поставив ее в известность и не поддавшись впоследствии на убеждения. Я не почувствовал уверенности, хотя и ничего серьезного нас не ожидало, но предпочел доверить своим ощущениям. После некоторых пререканий я проплыл с Женей, а Вовчик с Аней.

N.B. Тут я даже пожалел, что я не каякер. Иногда хочется с людьми иметь такие отношения, чтобы касаться друг друга только краешками – не задевая. Ненавижу выяснения отношений и споры.

Еще вчера Аня попросилась сесть сзади. Ей понравилось, и грести показалось легче. Она оказалась суровым капитаном – не передыхая сама, не давала отдохнуть и мне, так что мы двигались относительно быстро (насколько это было возможно при движении против неослабевающего ветра).

На стоянку встали  на песчаном крутояре, поделенном на участки для туристов. Сразу же нам соседи выделили миску супа для поддержания сил. Дрова искали долго, и качество их было низким. В лесу подвергались нападению насекомых.

На корнях сосен на яре удобно сидеть и читать книжки.

Близость магазина спровоцировала экспедицию за продуктами. Я заказал 8 пива, но вечером оно неожиданно быстро закончилось. Должно быть, я злоупотребил приятным маневром – засовыванием не глядя руки в палатку и доставанием холодной баночки.

А вообще, мы опять дежурили, так что моментами я пропускал обсуждения в очередном коне мафии, и меня убивали, как неблагонадежного.

Маньяком я так и не побывал ни разу.

Поскольку штаны я потерял, а джинсы порвал и промочил, то одолжил клеша у Ани и козырял в них. Избыток энергии я хотел воплотить, прыгая через палатку Anik, но так и не собрался – размеры ее на грани прыгательных возможностей.

Устроили перед большим костром большую сушку. Не обошлось без жертв. Несколько носков стали обугленными, некоторые сдобрили кашу, а некоторые сгорели дотла (спасибо AniK $)).

Дождь то начинался, то заканчивался, так что вещи, которые я уже четыре дня пытаюсь высушить после стирки, все равно сырые.

До 3 ночи играли в "жидкий стул", т.е. простите, в "черный". Успели попытать Олега У и Женю. Интересно. Я оказался чуть ли не самым активным пытателем, как ни странно. Идеи есть.

Отчего то злость устаканилась и угнездилась. Типичное состояние для экваториальной части похода. На отдельной страничке блокнота я даже написал большими буквами:

!В/ЕБЛО!

N.B. С половниками у нас сегодня вышел конфуз. Как в анекдоте – один "потерялся", а другой "сломался". Постарался Бабкинс.

30/07/04

Ожидание на берегу. Дождь и ветер. Спокойный вечер.

Спать довелось вчера часа четыре, поскольку мы дежурим. Дежурство задалось очень хило – костер не горел, сырые дрова дымом выедали глаза. Все грязное, мокрое. Да еще манку – мое коронное блюдо – запороли, пока я за дровами ходил. Получились комки размером с бычье сердце.

Снова пришли соседи с остатками своей каши. Я давился и ел свою - трудовую.

Ветер был уже с утра и Элла, рассчитывая, что днем он стихнет, дала команду отплывать после обеда. Так что можно было отдохнуть и еще посушить вещи.

Свалили большую сосну, которую углядела Элла неподалеку. С острым топором и пилой заготовка дров представляет большое удовольствие.

Пока лежал в палатке – на меня напали два комара. Одного я накормил и отпустил, а другого накормил и съел сам.

Разговоры образованных людей временами доставляют превеликое наслаждение. А здесь собрались все далеко не глупые люди – что не может не радовать.

Вышли в 15.15. Сначала ветра не было, и мы весело доплыли до мыса перед выходом на "большую воду".

А вот там ветер как раз был. Встречный, но не очень сильный, как показалось, так что мы, не особенно растягиваясь, дошли до места нашей первой стоянки (километров 10-12). Местами опять приходилось нелегко – выгребали от души. Погода портилась – ветер задул сильнее и со всех сторон подступали стены дождя. В конце концов они сошлись над нами, и все вымокли до нитки.

Кроме, пожалуй, меня, надевшего непромокаемый костюм и болотные сапоги. Так что я не промок, а просто равномерно отсырел. Посиневшие и дрожащие путешественники сгрудились под деревьями и принялись кушать сухпайки.

За мысом было еще круче. Случайно сунувшиеся туда Леша с Бес сказали, что чуть не кильнулись на волне.

Скоро безжалостная Элла погнала всех дальше. Замерзшие экипажи так втопили, что нам оставалось только удивляться. Мы и Таня с Сашей безнадежно отстали, в борьбе с нешуточными валами и ветром. Противодействие было таким, что, даже напрягая все силы, мы стояли практически на месте, только стараясь удержать нос перпендикулярно волне. Я был обескуражен основательно. А когда налетел шквал, видный по белой полосе на воде, то мы просто не могли продвинуться вперед, а зеленая куртка Кати уже скрывалась где-то за горизонтом. Таню с Сашей отнесло к камышам.

Ане стало нехорошо, и она перестала грести, но и ветер поутих, так что мы потихоньку пошли вперед. По прежнему волна была высокой, и много сил уходило на соблюдение правильного курса. Тем временем, Аня совсем замерзла и впала в самый настоящий ступор, так что мы вперились в камыши и отдохнули, поели, покурили.

Еще километров 5-6, не надрываясь, шли до стоянки в устье впадающей реки. Со страшной силой затекли плечи и шея. На подходе нас ждали байдарки Олега с Олей и Антона с Катей. Они минут 40 ждали нас здесь на мысу, не переодевшись, чтобы указать место для стоянки. За что им большое спасибо.

На автомате разгрузил байдарку, поставил палатку. Выдавались профилактические 20 грамм водки.

Стоянка эта – перевалочный пункт между Лосево и основным маршрутом, так что народу здесь полно. Вокруг все время 2 – 3 группы. Вообще место довольно приятное – молодой сосновый бор, дорога, черничник – гулять сплошное удовольствие. Неподалеку песчаный пляж, косой выдающийся в реку, ширина которой здесь метров 200.

Элла сказала, что в 19 веке финны каким-то образом опустили на 11 метров уровень воды во всей системы Вуоксы – т.е. все те места, где мы были, недавно были под водой.

Аня-м, имея целью погреться, также доставила удовольствие почтенной публике,  устроив представление с колкой большого полена. Надо сказать, что на следующий день AniK поддержала это славное начинание, также проваландавшись с поленом час, если не больше.

Похвальную целеустремленность демонстрируют эфемерные созданья.

Вечером неожиданно мило попели песенки. Репертуар и высокое качество исполнения надеюсь, шокировали многочисленных соседей на нашей коммунальной стоянке. Многие из участников закончили некогда музыкалку, хорошо поют – особенно замечателен сводный женский хор. На гитаре, как выяснилось, играет,  где-то 2/3 личного состава.

31/07/04

Relax.

Желающие отправились вверх по течению – в магазин, а заодно посмотреть лютеранскую кирху на противоположном от магазина берегу.

Оставшиеся вели полурастительное существование. И я в их числе. Заслуженный отдых. Вообще не помню - чем занимался.

Вечером поиграли в активные игры. Начали со слона, потом прыгали в длину (я, конечно, прыгнул дальше всех участников), затем возникла счастливая идея поиграть в волейбол.

Неожиданно во мне проснулся дремлющий до сей поры талант к этой игре. Таня-Е даже не поверила, что я никогда волейболом не занимался. Мы организовали Дрим-Тим (или команду "Очкарики") и разнесли в пух и прах команду "Ой!".  На нашей стороне площадки чудеса демонстрировал также новоявленный волейболист Тимур, т.е. простите – Кеды.

Я прекрасно принимал, а Тимур был страшен под сеткой. Также, Тимур обладает техникой подачи, чудовищной неберущности. Когда я уже стал судьей, налегая на пиво, он раз 6 подряд подал ace, причем в технике "папаша, воспитывающий непослушное дитя".

N.B. Тимур уже задумывается о карьере в женской сборной философского факультета МГУ по волейболу, как он признался.

Опять пели песни, опять всполошили всю округу. С подачи Бабкинса хитами похода стали "При лужочке при лужке", "Комиссар" (раза по три за вечер исполняются). Олег Поливин зажигательно исполнял "Тулула", Ксюша "Бричмула", мои признанные песенки – "Люля-кебаб" и "Я змея" (которые я правда так ни разу нормально и не смог спеть), не считая само собой разумеющейся "По Миссисипи".

Также воодушевленно пели разные децкие песенки, в частности заставляющую прослезиться даже самых закоренелых циников "Песню Мамонтенка".

Разошлись по пещерам под утро. Продолжали игру в "стул", с несколько удивляющим результатом. Уже показалось немного утомительно. В итоге неохваченными остались мы с Катей, и, по-моему, жаль. В эту игру особенно интересно сыграть с людьми, с которыми только познакомился.

01/08/04

В посиках финского домика. Подвижные игры, в которые играют люди.

Еще одна дневка. Завтрак был только в 11.

Сходили-посмотрели на еще один финский дот, потом отправились в длительную прогулку на поиски мифического (от слова миф) финского домика (тогда уж мифинского домика, ох уж эта шизофрения). Приятный ландшафт компенсировался дурной погодой. Пошел дождь, от которого мы спрятались в заброшенном домике. Домик был в духа "Сталкера". Сидя на окне, я представлял себе, что в руках у меня карабин, и я должен отстреливаться от наседающих толп врагом.

Посетили заброшенный пионерлагерь. Уже слазили в котельную, где не удалось раздобыть никаких сувениров, а потом наткнулись на странного старика. Он утверждал, что лагерь действующий, он его сторожит, причем завтра должна приехать очередная группа детей. Также сей джентльмен рассуждал о местной географии и истории, но настолько невнятно и фантастично, что мы поняли – он сумасшедший. Но доброжелательный.

Вдоль дороги море земляники.

Дошли до остатков парома, где посидели отдохнули и для возвращения домой разделились. Аня-м с Женей охмурили местного паренька на лодке и мы, в компании с Тимуром и Ирой поплыли вниз по течению (down by the Mississippi river), а остальные пошли пешком. В лагерь прибыли с интервалом всего минут в 5. И увидели дежурных разжигающих костер (хотя мы-то думали, что обед уже не то что приготовлен, а съеден).

Как выяснилось, в наше отсутствие прошел сильнейший ливень – опять некоторые палатки были окопаны кружкой. Что касается моей палатки, то, заглянув в нее я громко заругался, т.к. обнаружил натуральные лужи на водонепроницаемом дне. Пришлось отчерпывать.

Запах в палатке стойкий… Хотя я живу тут один, с гитарой и паучками. Уж не представляю, что творится в той, где два Олега и Леша спят. Бухенвальд не иначе.

Разразился жестокий хлебный кризис. Осталась в основном еда, которую надо есть с хлебом. После попыток раздобыть его у соседей, была снаряжена экспедиция в Лосево. Ездили Вовчик, Олег У и Оля. Часа через два они вернулись, причем Вовчик с Олей переплыли реку (маньяки), а я сплавал на байдарке за Олегом, хлебом и арбузом.

Что характерно – съели две буханки, а остальные 8 (купленные с перепугу) куда-то пропали.

Вечером снова занялись подвижными играми. Поиграли в известную игру с веслами – травмоопасную и суматошную. Я умудрился выиграть, хотя судить там не всегда легко, может мне подсудили? %).

Снова поиграли в воллейбол, но дрим-тим подраспалась, к нам присоединились товарищи из Питера, из которых играл только Марк, а остальные выеживались и тупили (как выяснилось позже, он и не был из Питера).

Ночью пошли в гулять в гулкий от дождя лес, где поиграли в детские игры с беготней, "здорованьем" разными частями тела, с меньшим успехом в "Я", "Зеленого Осла", молчанку. Когда вернулись, то увидели, что к нашему костру приплелись фанаты наших музыкальных номеров, но тусоваться с ними не стали и в полууменьшенном составе продолжили играть на песчаном мысочке – в милые детские игры.

Поэтично. В самом деле.

Потом вернулись к костру, выстроившись в цепочку и закрыв глаза, изображая тем самым слепых, а вела нас через тернии к звездам Ксюша.

К этому моменту певшие дошли до ленинграда (что вызвало восторг наших соседей), причем манера пения была такова – нецензурные слова по возможности заменялись словом "Звездочка".

Вообще эта ночь традиционно именуется "Королевской", но шуток мы не шутили, в отличии от наших соседей, которые произвели фантастическую работу – выкопали аккуратную яму под уснувшим в палатке спьяну товарищем. Тот рев, который он стал издавать, когда в итоге провалился, показал, что тонкость шутки он не оценил.

Ну и дурак.

02/08/04

Разлёт осколков.

Встали рано, тихо собрались и вышли, опередив конкурентов-соседей.

Закинули отслужившие свое ботинки на сосну – увлекательное занятие.

Так и не придумали – какую бы жестокую шутку учудить над Эллой на прощанье, но не придумали ничего умнее, чем спрятать ее байду в крапиве, а для смягчения стального сердца – привязали к ней (байде, а не Элле) воздушные шарики, заботливо припасенные Катей.

Сфотографировались в полном составе, и отошли от гостеприимного берега.

Как разноцветные листья, влекомые осенним ветром, наши байдарки устремились к гавани. Греблось просто презамечательно (причем в экипаже Вовчика с Женей – Женя не гребла по идеологическим соображениям, а в нашем – Ане я сказал, что погребу сам).

Не хотелось заканчивать путешествие, и мы соединились в пентамаран и поболтались и поболтали о том, что можно тут обосноваться, промышлять ограблением туристов и жить припеваючи. Но все же домой тоже хотелось попасть, и мы пристали к кемпиноговому пляжику, но остаток пути проплыли кормой вперед.

Тут уже состоялся разбор вещей и распад группы на составляющие – часть народу поехала сразу в Лосево, но большая часть осталась сидеть под навесиком, пыталась доедать продукты, заманить кого-нибудь на последний матч в волейбол, петь песни и т.д.

Дошли до Лосево, где прибегли к пивному допингу, рассевшись за столиком на станции, тем более что электричка опаздывала. Особой популярностью пользовалось пиво Ленинградское – 1.5 литра за 27 рублей и дешевые, но приличные сигареты.

В электричке ехали весело, и поэтому показалось быстро.

В Петаярви мы увидели, что в наш тамбур вперлась компания полуголых людей с нелакированным контрабасом, что вызвало справедливый интерес. Сказать, что в тамбуре стало жарко – ничего не сказать. В руках менялись бутылки, буханки, нож, контрабас, гитара и т.д.

Но на самом деле эти чуваки у меня особой симпатии не вызвали и я решил попытать счастья в терзании пассажиров своим пением, скорее в качестве психологического тренинга, нежели с целью заработать денег.

Это выглядело так – мы с Таней Е заходили в вагон, я, перекрикивая шум, пытался исполнить "Русскую нирвану", периодически забывая слова. Тане в шляпу ничего не клали, только вот Марк, с которым мы вчера играли в волейбол, дал нам 10 рублей, чтобы мы пошли поскорее в другой конец вагона.

В другом конце я все время делал так – говорил "Господа, сейчас вы получите большое удовольствие!", что вызывало сразу заинтересованно-ироничное отношение, люди поворачивались ко мне рыльцами. А я по мере возможностей пытался зажигательно исполнить "Очки-тапочки". Народ смеялся, но денег не давали, гады.

Последние два вагона окучивал Олег Абашев – и он, как более опытный боец, исполнял "Этот поезд в огне", я ему подпевал, изображая публику, а старички (которые только и остались к тому времени) надавали Тане  17 рублей – так что за 1.5 часа мы на троих заработали 27 рублей – как раз на бутылку Ленинградского.

На вокзале, в продолжение курса на халявщество – Олег перепрыгнул через турникет на вокзале и в метро.

Некоторые участники уже опьянели достаточно, чтобы чувствовать переизбыток энергии и недостаток тормозов в голове. Все было сумбурно и нервенно. При покупке жетончиков мы купили лишнего и Таня Е заработала еще 4 рубля перепродав два жетончика какому-то гражданину.

Поскольку нам с Аней билеты были куплены заранее, мы уезжали без проблем. Кто-то уже уехал, кто-то собирался ехать завтра, кто-то оставался в Питере в гостях, а Олег У и Олег А решили отправиться в Мосыке на собаках (что и исполнили кстати с успехом).

Распрощались.

В поезде мы решили, что путешествие удалось и было весьма позитивным.

N.B. Когда на Ленинградском вокзале у нас попросил сигаретку от души какой-то неопрятно одетый и помятый в целом гражданин, мы подавились смехом, решив, что это Олег, которого так изменила поездка на собаках.

Вооот и всё. А кто слушал – пусть возьмет с полки пирожок.

###

А здесь – фото автора:

N.B. Почему я озаглавил эти записки так как озаглавил – уже не объяснить, это было минутное желание. А я таким желаниями обычно доверяю.

Иллюзии управляют нашей жизнью.