Достоверное описание байдарочного похода на р. Тверцу (тверская область)с 17 августа по 21 августа 2001

Составлено Базулиным А.Е.

17 августа 2001 г., пятница

Итак, группа искателей приключений в составе меня, Никиты, Славы, Кати, двух «Тайменей-2», трех палаток, топора, рыболовных снастей, еды и двух бутылок водки должна была отъехать из Химок на электричке до Твери (8.48)

Все бы было прекрасно – Славин отец согласился подвести нас на машине, но подвел нас Никита. С удручающим хладнокровием он напрочь проспал время отъезда и вынужден был собирать вещи в спешке. Тоже доехал до Химок на машине к электричке до Клина (9.20).

N.B. Хотелось бы, чтобы сие приключение как-то повлияло на способности Никиты планировать свою деятельность и собирать вещи вовремя. Я с ужасом себе представил, что бы творилось, если бы нам надо было ехать на скором поезде куда-то.

Билеты – 90 рублей.

В связи с наличием у нас нехилого количества вещей, погрузка представляет из себя драматическое зрелище – судорожные шаркания ног, упоенное цепляние всеми конечностями наивозможно большего количества вещей.

В Клин приехали часам к 11. Электичку до Твери надо ждать до 13.30 (пара нелестных слов в адрес Никиты). По плану мы должны были в районе 13 часов уже быть в Осеченке). Нашим вынужденным простоем в Клину мы воспользовались с пользой – сходили с Никитой по магазинам и купили панамки, подсолнечное масло, пива и красок.

Из наблюдений за городом Клином:

Пройдясь по городу мы (как это всегда бывает  по приезду в незнакомый город) подметили его особенности. Если в г. Арбатове было много парикмахерских и похоронных контор, то Клин удивил нас наличием в 3 из 4 магазинов разнообразных моделей мышеловок и обилием лакокрасочных материалов. Помимо этого, похоже жители города зарабатывают на жизнь исключительно продажей и перепродажей волос (человеческих), ибо объявлений, извещающих о скупке оных – несть числа.

В Клину вроде бы тусовался П.И. Чайковский.

Билеты до Твери обошлись нам еще в 90 рублей.

Когда подъехала Тверская электричка у меня сердце упало в желудок – она была набита до отказа (снова вспомним Никиту – утренняя электричка ехала пустая). Мы каким-то чудом впихнулись последними в два разных входа и 1.20 мне пришлось зависать в воздухе, подобно просветленному йогу, на Славу валился мертвецки пьяный гражданин, не подававший признаков (но зато видимо хорошо поддававший). Ко всему прочему выяснилось, что у Кати свистнули из рюкзака документы. Отвратительно!

В электричке мы узнали, что буквально сразу же после нашего прибытия в Тверь отбывает электричка до Бологого. Поэтому выгрузившись, мы бросились ее искать… Очень было напряжно тащить все вещи в один присест… Электричка ушла на наших глазах (что, интересно здесь надо написать?).

Мы положив вещи на платформу и задницы на вещи стали ждать следующей электрички.  В 16.30. (нецензурно,  нецензурно, нецензурно)…

Катя сходила в ментуру и заявила о пропаже документов.

На эту электричку тоже едва не опоздали, поглощенные поглощением хот-догов и микро-пиццц.

За проезд пришлось заплатить 145 рублей. Я так и не понял за что так дорого…

В электричке сидели на байдарках, пили пиво и пели песни (у нас с Никитой начиналась спевка).

Около 18 часов вылезли, наконец, в Осеченке и пошли искать речку. Как всегда, у местных спрашивать бесполезно: то мнения расходятся, то 2 километра превращаются в «чуть-чуть».

Особенно шокировала нас одна бабуля. Сначала она, размахивая руками, пыталась нас убедить, что река высохла совсем и до самого Торжка глубина по щиколотку. Потом, когда мы спросили ее, как ближе всего пройти к реке – она сказала что-то вроде – да какая вам разница ведь из Москвы же едете (в это время у нас за спинами были  30-килограммовые байдарки).

С пёрдом и кряхтением в две ходки перетащили вещи до застойного прудика, имеющего сообщение с нормальной рекой Тверцой. Идти около километра.

Байдарки собрали без особых проблем. Правда я сделал несколько чудовищно нелепых ошибок, но инженерный гений Славы помогал нам справиться со всеми проблемами.

Отплыли уже в темноте. Где-то в 10 часов.

Я сел с Катей в лодку, впоследствии нареченную BadTrip. Г-н Тихонов которому она принадлежит за 15 лет эксплуатации привел ее в состояние банановой шкурки.

Никита и Слава обуздали более ухоженный FlashBack.

Первые проблемы начались еще до реки – из ила и тины оказалось нелегко выбраться. В случае застревания я предпочитал вылезать, рискуя потерять тапочки. Выяснилось, что народ не очень готов покидать свои суда, а отталкиваются веслами. Видимо это объясняется недостачей одежды и обуви.

N.B. Без резиновых сапог никого больше в поход не возьму.

Кто-то вспоминал технику гребания, кто-то ее осваивал, но часам к 11 мы поняли, что пора срочно  вставать на место. Мы замерзли, т.к. в некоторых местах река действительно мелкая и приходится проводить байдарки.

Вообще ночью плыть забавно – туман скрывает берега, плеск весел и огоньки сигарет.

В полной темнотище экипаж FlashBack указал на привлекательное для стоянки место – высокий бережок и полянка на нем. Вылезли. Жалкое зрелище… Мда... Процедура залезания на полянку и выгрузки вещей была произведена без энтузиазма. Желание пойти за дровами спряталось в какой-то потаенный уголок сознания.

Чуть прийдя в себя, мы  Никитой отправились искать дрова. Нам повезло и в 20 шагах от предполагаемого кострища мы обнаружили посредственные дрова. Также поблизости был ручей.

Запалили довольно убогий костерок и в ступоре дождались кипятка, чтобы согреть тела пюре и кофе.

N.B. Ездить в поход без фонарика -  мазохизм.

Лежали и смотрели на звезды. Вели интеллектуальные (по мере возможностей)беседы.

Спать разошлись где-то в 1.30 (точно не могу сказать, т.к. при установке палатки уронил часы в траву и нашел их только утром).

Поскольку в темноте ни Никита ни Слава не смогли поставить своих палаток – пришлось лезть в мою вчетвером.  Удивительно, но спать было не тесно. Может быть, от лишений сегодняшнего дня мы усохли?

18 августа 2001 г., суббота

«Бодрый» подъем состоялся в 8.30, что стало рекордом похода.

Светило солнышко сквозь дымку и было прохладновато, но уже через полчаса мы с Никитой омывали свои теле в немноговодной, но весьма быстрой Тверце.

Осмотрев место стоянки, можно было признать его удовлетворительным, а если сделать скидку на условия, при которых оно выбиралось, то просто отличным.

Завтрак – рисовая каша со сгущенкой не доели и взяли в качестве наживки для рыбалки.

Выплыли около 11.30 с целью устроить в 15 часов обед и к вечеру доплыть до Выдропужска. Хотелось найти стоянку при свете солнца.

Места симпатичные – бережок 1.5 – 2 метра высотой, луга и рощи.

Как Адмирал я производил все контакты с местными, которых к сожалению встречается довольно много. Судя по всему Тверца – река рыбная, люди ловят окуней, красноперок и щук.

Плыли в ленивом темпе, закидывая удочки (безрезультатно).

Было довольно тепло. Да и вода не холодная. Переменная облачность щадила наши нежные тела от ожогов.

Прошли небольшой перекатик. Наша байдарка застряла и пришлось вылезать. У Кати при виде бегущей воды закружилась голова, но тем не менее мы лихо промчались через следующий сливчик за поворотом.

Около 15 часов увидели рыбачащих старуху с внучкой и выяснили, что буквально за поворотом начинается Колокольня (ударение на последний слог). Решили встать и половить рыбу. Начинался дождик, так что полиэтилен, который взял Никита пригодился для накрывания байдарок.

Обед растянулся на 3 часа. Первое, кофе… Потом рыбалка. Я, завязав вербальный контакт с рыбачками, попросил у них червей. Никита жаловался, что на рис ничего не ловится, ну а на червя он отловил штук шесть микроскопических килек.

Мои и Славины забросы спиннинга приносили только тину, палочки и усриц (т.е. устриц).

Мы с Катей изготовили прекрасное блюдо в мексиканском стиле из фасоли и ядреного зеленого перца. Получилась редкостная субстанция, раздирающая горло. По достоинству блюдо оценено не было…

Не знаю, что со мной случилось, но после еды я почувствовал такой упадок сил, что не мог даже сидеть. Даже затошнило, но я взял себя в руки и мы отплыли в 18 часов.

Проплыв Колокольню мы поспешили к бабью. Т.е. к селу Бабье.

N.B. Из изголяний на тему названий деревень.

Торжок – Торчок, Твержок, Творожок.

Выдропужск – Выдрожопск, Жопопужск

Проводя спиннинг я отловил мелкую щучку. Решили варить вечером уху.

Через некоторое время я зацепился блесной за сеть браконьеров. Пришлось отрезать. Вот уроды. Я ругался гадкими словами очень долго.

В Бабьем нас ждало препятствие в виде моста. Я предпочел вылезти и посмотреть, что нас ждет. Интересно, остальные желали бы плыть без осмотра?

Прошатавшись в тапочках по стремнине я принял решение проводить байдарки (хотя будь мы поопытней –а байды поновей, могли и пройти так). Слава и Катя прошли по берегу, а мы с Никитой прокорячились под мостом…

Сразу после моста мы увидели разрушенную церковь и решили взглянуть на развалины. Печальное зрелище. А архитектура странная – колокольня, внутренний дворик и алтарь. Что-то я не припомню в московских храмах внутренних двориков. Что-то в это есть средневековое.

Уже начало темнеть и мы поняли, что опять помучаемся с поиском места. Прошли небольшой перекат.

Катя стала жаловаться, что замерзла. Да и нам уже было не по себе.

Близкие к отчаянию, решили встать на полянке с автомобильной колеей и заготовленными дровами.  Что нас пугало – так это то, что могут заявится местные и предъявить права на полянку и дрова, но мы загнали эти мысли подальше и, втащив байдарки на берег приступили к приготовлению ужина.

Рыбу мы с Никитой чистили в кромешной тьме. Так же как и морковку и картошку и лук.

Покидав продукты в котелок добавили специй и решили не считать субстанцию ухой, называя ее уклончиво «варевом».

На вкус и на вид получилось ниже среднего. Мне попадались одни рыбьи головы. Можно было подумать что там их 20.

Повалившись на коврики снова стали созерцать и чокаться от осозерцанного.

Опять легли в мою палатку. Места стало еще больше!!!

Нас с Катей пробило на разговор и мы трепались до 4.30.

Итог: проплыли 20-25 км. До Выдропужска не дошли. Маршрут не делаем.

19 августа 2001 г., воскресенье

Встали в 9.30, светило солнышко, плескалась рыба. Не позавтракав, мы с Никитой бросились удить, но у меня сразу же отвязалась блесна и я плюнул на рыбалку.

Решили завтракать поплотнее и плыть без обеда. Ну да… так ведь и выплыли в 14 часов где-то, занятые сборкой катамарана.

Байдарочник я и парусник Никита скооперировались и соорудили чудовищную конструкцию с двумя парусами. Раскрасили их гуашью. Получилось очень внушительно – море веревок, флаги гремят, пушки развеваются и т.д.

Нарекли BadTrip+FlashBack = «обкуренный аллигатор»

Никита сел к парусам, я за руль.

Остановились в Выдропужске с целью  подкупить еды и звонить в Москву с сообщением о выбывании из графика. Купили пива и кофе, сосисок, кетчупа и сигарет.

Поплыли дальше.

Сидя как обычно, оказалось трудно грести и поэтому мы сели повыше – и плыть стало гораздо бодрее. Правда конструкцию подразболталась – разошлись носы, поэтому мы после прохождения (немощного на редкость) порога остановились на ремонт.

Почему-то нам понравилось распевать разнообразные песни. Благо катамаран позволяет сидеть под парусом и бренчать не гитаре.

К 20.00 как и было намечено встали на стоянку. Наконец-то при свете дня смогли выбрать нормальное место – высокий берег с черемухой, большой луг и много дров. Кайф.

Поставив палатки и раскочегарив костер, уставились друг на дружку с удивлением – нечем заняться.

Состоялся вечер психеделической музыки.

Спасибо кашу… Он – молодец..

Никита поставил свою палатку и спали по отдельности. Катя и Слава замерзли, мы с Никитой нет.

Итог: проплыли 25 километров. Осталось немного до Тверецого. Появилась надежда не несильное опоздание в Москву.

20-21 августа 2001 г., понедельник – вторник

Подъем состоялся в 9.30. К 11 была готова каша… Мы готовились к тяжелому дню еще даже не подозревая, насколько он будет тяжелым.

Выплыли в 12.13 и в бодром темпе ломанулись, сделав перерыв в … , где купили яблок. Деревень очень много. Народ встречается постоянно. Бурно реагирует на наше чудо инженерии…

На месте слияния с Осугой искупались.

На небе не было ни облачка и мы быстро сгорели в угольки… Особенно пострадали непривычные к такому обращению с собой ноги.

Во время движения продолжали петь песни  в чукчанской манере – что вижу, про то пою…

Утомительно, очень утомительно было плыть. Перерывы устраивали все чаще и по любому поводу.

Постепенно впадали в транс, глядя вбок на свои гребки.

Начались роскошные места – сосны на высоких песчаных берегах. Правда народу все больше и больше.

Часов в 19 остановились рядом в санаторием «Митино»… Да-да! На редкость цивильное место, я пугался больших толп  и громкой музыки. По традиции купили пива и орешков…

Ожоги дали о себе знать – стало знобить…

А с заходом солнца я напялил на себя болотники, тельняшку и куртку.

К 21 часам подплыли к предместьям Торжка. Барррраки! И молодежь тусуется около костров. Пережили несколько неприятных минут, когда от такой компании к нам изъявил желание подплыть поддатый гражданин. Ну получил бы он веслом по гребалу и что??? Не знаю даже.

В походах, как и в жизни самое непредсказуемое и ненужное это посторонние люди.

В 22 с чем-то часам еле живые пристали к мосту.

Слава и Катя отправились искать вокзал, а мы с Никитой приступили с деструкции нашего судна.

Сборы почти закончили к 2.30, когда вдруг отрубился свет… Я ползал по камням с зажигалкой и искал свои вещи.

Со скрипом подняли вещи на дорогу и попытались нести все вещи сразу, но метров через 50 выдохлись и решили сделать две ходки. Я остался с байдарками, а ребята пошли. Я заснул. Мне снилось, что я гребу…

Пробуждение было ужасным… Холодно, мутит а тут на горящую спину кладется байдарка и 2 км. до вокзала. Все устаканилось в 4 утра. Стали ждать,  пока в 5 откроется буфет и в 6 автовокзал… Наездились уже на электричках, хватит.

Жалкое зрелище –люди на последнем издыхании поминутно клюющие носом…

Выпили в буфете переслащенный кофе и синтетические сосиски. С восходом солнца стало веселее.

Сели на автобус до Твери. 36 рублей с каждого, да еще мздоимец-водила поимел с нам 60 рублей за багаж. А денег-то у нас впритык!!! Таких еще в детстве вешать надо.

В Твери в 10 часов сели в автобус до Москвы (65 рублей и ни слова о багаже).

И, о не могу поверить, в 12.30 мы на Войковской.  YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!! YEAH!!!

МЫ ДОМА

делать выводы сил уже нет…