Достоверное описание байдарочного похода на Белое Море 28 июня по 9 июля 2003

Составлено Базулиным А.Е.

28 июня 2003 г.......................................................................................................................................................... 2

29 июня 2003 г.......................................................................................................................................................... 2

30 июня 2003 г.......................................................................................................................................................... 3

1 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 3

2 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 4

3 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 4

4 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 4

5 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 5

6 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 5

7 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 5

8 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 6

9 июля 2003 г............................................................................................................................................................ 6

28 июня 2003 г.

10.00: Пока едем в поезде. По GPS от дома 530 км.

Уезжал я в смешанных чувствах и, оставив дела свои в запустении. Так и не доведенная до ума КР  по МатМоду, непочатый край работ над дипломом, чувства и отношения, подвергшиеся в последнее время испытаниям и чудным превращениям.

Здоровье работало плохо, я боялся даже что не смогу поехать, и в итоге поехал наполовину больной.

Сон был прерывист и не слишком комфортен. Ноги не помещаются на полке, сползает зверь – матрац, а в соседнем купе, давясь смехом бражничают призывники, отправляющиеся защищать закрома родины.

Перед мысленным взором мелькают образы тех людей, которых я знал и знаю, отражения происшедших событий, а за окном скользят назад неброские северные красоты. На нижних полках как раз идет разговор о привязанностях и их месте в нашей жизни.

16.30: Петрозаводск встретил нас прохладой. Папа тешит сообщениями о том что в среду в Кандалакше ожидается +210 .

20.00: Питаемся хорошо. Железнодорожная еда, железнодорожный чай.

Колеса исполняют резонансную симфонию, навевая неизбывную тоску.

Я себя не чувствую воином, отправляющимся на ратные подвиги, скорее я ощущаю себя как багаж, чемодан, мешок.

Биение жизни не тревожит моей грудной клетки. Желания затаились в серой дымке головной боли.

29 июня 2003 г.

Подъем состоялся в 7.00.

Солнце так  и не садилось, светит напропалую, отражаясь в значительных массивах воды по обе стороны железной дороги.

В соответствии с расписанием поезд прибыл в Кандалакшу в 8.20. Сразу же нашлись желающие отвезти нас до места стапеля – 70 км от Кандалакши.

Поначалу море впечатлило не очень. Маленький заливчик, волн нет. Хоть вода соленая – и на этом спасибо. Байдарки собрали быстро, используя свой инженерный гений на полную катушку, причем папа разумеется совершил знаменитую Первую Ошибку, заключающуюся в неприкреплении вовремя заднего сиденья.

В 13.30 бравые путешественники двинулись в путь. Я разбавил женский экипаж Марины Борисовны и Иришки, а остальные члены моего семейства остались при себе.

Привыкание к гребле далось не слишком легко, но не настолько мучительно, как бывало когда-то.

Погода весь день продержалась однотипная – яркое солнце посреди бледно-голубого неба с белесой дымкой на юге. Довольно жарко, но как только задувал ветер, сразу хотелось накинуть одежды.

Через 3.5 часа путешественники наконец увидели морской горизонт, выбравшись из заливчика, больше напоминающего карельское озеро. Покачиваясь на пологой океанической волне, мы наблюдали чаек, садящихся на многочисленные торчащие  из воды камни, а также любопытного тюленя, которому явно не терпелось ознакомиться с нашим богатым внутренним миром.

Берег пошел красивый – изломанные высокие утесы красного цвета. На таком бережку мы и нашли себе приют. Место оказалось вполне милым, однако сочетание жары и приличного количества комаров создавало определенные неудобства.

Наша недальновидность привела к обескураживающим результатам – разразился жестокий кризис по части пресной воды.  Морская вода хороша для освежавшего умывания, но не для питья. Найденный мною в лесу бочажок с водой был признан негодным из-за плавающих в воде личинок каких-то насекомых.

Солнце неумолимо. Все висит на том же месте.

К ужину выдавалось по полкружки чаю.

Сейчас я сижу на 15 метровом утесе, среди мхов и маленьких елочек, и обозреваю окрестности с помощью бинокля. Лепота.

Отлив обнажил каменные отмели, всплыла морская капуста. Рыбы не видно, зато тучи комаров нашли меня и здесь.

21.30 : Решили погрузиться в Глубокий Здоровый Сон.

30 июня 2003 г.

Когда ложились спать было жарко – лежали поверх спальников. А ночью похолодало и лично мне пришлось надеть штаны и полартековую телогрейку.

Утро выдалось погожее и приятное. Вчерашняя усталость затаилась, солнечные ожоги слегка зажили (ооо… какое заблуждение),  да и комаров с утра не такие полчища как с вечера. Тишина нарушается плеском волн и свистом участников экспедиции, отпугивающих медведей.

Плылось сегодня бодрее. Экипажи сработались. Километры уносились в шуме волн, значительно посуровевших по сравнению со вчерашним днем.

В момент отчаянной борьбы с валами мы увидели заливчик с песчаным берегом и пресной речкой. По-сёрферски выбросившись на берег, мы увидели рыбака Мишу, который махал нам от своей избушки. Он предложил нам выпить чаю. Отказываться было глупо. Видимо Мишу в компании с 3-хмесячным щенком Гаем становится иногда скучновато.    Мило побеседовали и отправились дальше.

Второй обед устроили на маленьком пляже посереди островов. Ходил по пляжу, оставляя заплывающие следы и размышляя о тщете трудов человеческих. Погрелись на камнях. В воде плескались фиолетовые медузы.

Продолжили блуждать по фьордам и шхерам и остановились на стоянку очень напоминающей подмосковный лес – березы, трава, кочки… На берегу валяются выбеленные солнцем и водой остатки кораблекрушений. И стойкий запах серводорода. Чудесно.

Перед ужином совершили водные процедуры, благо море на мелководье чуть-чуть прогрелось.

А после ужина мы с Ирой и Даней отправились на рыбалку. К своему вящему удивлению, минут через 40 я поймал небольшую рыбку, породу которой определить мы не смогли (что неудивительно), но съели причем каждому досталось по вилочке жирного белого мяса.

С почином, Андрюша!!!

Это вообще был день встречи со зверьем: чайки, тюлень, Миша с Гаем, инспектора заповедника, медузы, рыбка а также совершенно непуганая мышка около костра. Ну про комаров нечего и говорить.

1 июля 2003 г.

Плотно позавтракав, собрались и выплыли в 10.20, что рекордно.

Погода не меняется. Все то же солнце, средней силы ветер, небольшие волны.

Начался эпохальный trip по островам. Шныряли от одного к другому, стремясь избежать открытых пространств. Во время одного из переходов получили несколько ощутимых ударов волной в скулы и в корму, что привело к подмачиванию back.

Видели медведя. Он мирно пасся на одном из островов, а когда увидел нас, то с такой решимостью бросился в воду, что мы резко затормозили и сдали назад. Я в этот момент ярко представил, как буду орать и бить мишку веслом по голове.

Но к счастью зверь видимо сам испугался и, скоренько переплыв пролив, скрылся в зарослях северной ели.

На о. Малом Перуньем остановились на перекус и обсыхание, и сидим теперь в ожидании улучшения ветро-волновой обстановки.

После еще одного «батырского» перехода в 2 км, сопровождавшегося захлестыванием волн и полнейшим заляпыванием очков солью, мы оказались в уютном местечке – маленький неглубокий залив, берег земляной с лесов, завален плавником.

Когда высаживались, над нами пролетел самолет, от которого мы попрятались, поскольку находимся на территории заповедника, и  на каждом острове торчит палка с запрещающей надписью.

А затем мы увидели стадо оленей, переплывающее на другой берег. Зачарованные, мы разинули рты и пока я доставал фотик, они скрылись в кустах. Тогда стелясь по земле подобно Великому Змею, я бросился наперерез с фотоаппаратом наготове, забежал на взлобье, поросшее белым лишайником и там столкнулся с оленями.

Сначала навел рамку на олениху с детенышем, которые косили на меня влажными глазами, а секунд через 5 прянули в сторону. Повернувшись, я видел, что на меня пристально смотрит, по всей видимости, предводитель стада. Сфотографировав и его, я предпочел ретироваться, поскольку тот на собирался от меня убегать, а, напротив, при случае с удовольствием потоптал бы меня копытами. Убегал я  столь поспешно, что даже потерял совершенно незаменимую вещь – накомарник, но потом все же отыскал его.

Обедоужин прошел в дружественной атмосфере.  Непродолжительная вечерняя рыбалка результатов не принесла. Накатила усталость. Обожженные лица горели. Решили выпить еще чаю.

Я изготовил Даньке замечательную монстроидальную удочку.

2 июля 2003 г.

День прошел тяжело. Руки не ворочаются, все обожженные.

Из впечатлений…

С утра плыли по чудной водной глади залива с мелкой зыбью, затем вышли на оперативный простор, где профигачили еще километров 6 с солнышком, испепеляющим спину и руки.

Устроили перекус на мысу из гладких черных скал, образованных быть может потоками магмы.

Там я и Иришка искупались. Прыжок в прозрачную ледяную воду с залитого солнцем черного камня – это что-то!!!

Дальше стало весьма тяжело. От жары гудела голова. Возможно, еще сказывалась вчерашняя усталость. Руку на солнце выставить было практически невозможно.

Наконец нашли стоянку прямо на берегу, у елочек. Сразу налетела туча мошки и начала отравлять существование. Спастись от нее реально либо в палатке, либо на камнях на берегу, где их сдувает ветер (тут я, собственно, сейчас и нахожусь).

Вечером получилась рыбалка. В  таком режиме, как я давно хотел сделать: каменный берег, глубокая вода, сильный прибой и минимум водорослей.  Просто бросал блесну в волну, а оглушенная волнами рыба бросалась на  крючок. Вытащил трех рыбок все той же неизвестной породы.

Во время чистки рыбы можно было с ума сойти от озверевших насекомых, лезущих в глаза, нос и рот.

3 июля 2003 г.

День ознаменовался 25-километровым переходом, поэтому все впечатления – устал.

Под конец нехило поколбасило на волнах. Пришлось применять могучий аналитический мозг, чтобы, выбрав оптимальный маршрут, не залить воды в байдарку и не опрокинуться. Все-таки несколько раз захлестнуло. В общем было довольно страшно, поэтому при первой возможности решили пристать к берегу.

Когда подошли к месту предполагаемой стоянки, мамы-папы разбредись по берегу в поисках неизвестно чего, а мы с Даней и Ирой остались возле байдарок. Поскольку путешественники ходили около часа, мы успели пройти все степени отчаяния и уже приготовились оставаться тут жить на оставшихся запасах.

4 июля 2003 г.

Еще один длинный переход. 22 км по GPS.

На износ.

Соответственно – усталость, полнейшая апатия, повышенное желание съесть чего-нибудь сладкого.

Стоянку на две предстоящие дневки искали тщательно и в итоге остановились в приятном месте, рядом с полноводным ручьём.

Сразу же искупались, поскольку солнце скрывшись в начале дня  в благословенной дымке, под конец перехода снова принялось мучить нас своими цепкими лучами. Вода на мелководье прогрелась градусов до 18. Кайф.

Берег не очень интересный – низкий, сыроватый, при отливе метров на 60 в море выдается россыпь камней. Зато вокруг виднеются горы.

Вечером пейзаж в синих тонах был превосходен. Горы, море, небо в нежной дымке. Фотографии лишь отдаленно могут передать атмосферу покоя и блаженства, опустившуюся на нас в этот вечер.

Пока плыли, наловили морских звезд. Сушка происходит не очень удачно и несчастные твари потеряли товарный вид.

Не мог заснуть очень долго, а легли спать рекордно рано – в 22 часа, поскольку на улице дольше нельзя было оставаться из-за озверевшей мошкары.

Ночью эти твари как-то проникли в палатку. Мутанты какие-то… Такие мелкие, что едва увидишь, а кусаются так что подпрыгнешь.

5 июля 2003 г.

Дневка. И как всегда в таких случаях ничего не происходит.

Сон, еда, отдых. Засели за книжки. Я даже немножко порисовал. Руки горят постоянно.

Вечером устроил триумфальную рыбалку, во многом из-за выводящей из себя мошкары. Выплыл в волнующееся море и, баражируя напротив лагеря, надергал штук 10 рыбок все той же неизвестной породы. Клев был отличный. Самых мелких я по доброте душевной отпускал обратно. А последнюю рыбину – самую большую, уже едва вытащил – так устали руки.

6 июля 2003 г.

Вторая дневка прошла под знаком грандиозной экспедиции на гору Круглую. Ходили часов 6 – шлялись по болотам, буеракам и склонам. Устали нечеловечески. Ноги гудят и не ходят.

На обратном пути состоялась давно ожидаемая встреча – я чуть не наступил на гадюку. Увидев на болоте что-то черное, я было подумал что это старый ботинок и собрался уже было его пнуть. Каково же было мое удивление, когда я понял, что вижу свернувшуюся клубком гадину. Антраша, которое я в результате выполнил, заставило бы аплодировать истинных ценителей балета.

Подходил местный рыбак. Взглянув на сделанный мною рисунок пойманной вчера рыбы, он сразу же опознал треску. Вот такой я тресколов.

К вечеру задуло с моря и солнце стояло над бурунами. Стало холодно и я впервые надел свой великий свитер, обладающий немерянной экосуммой и следовательно ценностью.

Ну вот мы готовимся расстаться с Белым морем.

Я скажу что свидание было чудесным. Погода нам весьма благоприятствовала, было все время тепло. Моря в разных его состояниях мы насмотрелись. Рыбалка была поистине триумфальной. Видели массу животных: оленей, тюленей, медведя, треску, мышку, медуз, морских звезд, чаек, гадюку, не считая комаров, мошек слепней и мокрецов.  Хотя нет, мокрецов к счастью не было.

Удалось даже покупаться.

7 июля 2003 г.

Последний день, подведение итогов.

Встали в 7 и уже в 9 выплыли в бушующее море, где в борьбе со стихией провели 1.5  часа и нашли тихую гавань для дестапеля. Последняя еда, приготовленная на костре, сушка байдарок.

Затем пестрой толпой сидели на обочине дороги, в ожидании, пока папа найдет в Кандалакше авто. Благополучно добрались до города и устроили рейд по злачным местам.  В одно кафе нас даже побоялись впустить. Когда папа разглядывал меню, а мы скромно стояли в холле, официантка испуганно спросила – «а этот мужчина в штанах с вами?», имея в  виду мою грязную мрачную небритую фигуру в камуфляже.

А дальше потянулось почти 6-часовое ожидание поезд. Состояние было хреновое – я напялил на себя всю наличную одежду, хотелось спать, пить и есть.

Около 2-часов условной ночи выползли на перрон с вещами и тоскливо созерцали сопки и вереницы товарных вагонов с минеральными удобрениями.

Каково же было наше удивление, когда из поезда Мурманск-Москва (не нашего а предыдущего), под бледный небосвод вылез А. Ковшов. Шокированные неожиданной встречей путешественники обступили прибывшего и выяснили, что Ковшов, терзаемый мыслью о тех лишениях и страданиях, на которые был обречен личный состав нашей экспедиции, решил приехать к нам на помощь. Два дня назад прибыл из Москвы, попытался взять напрокат моторку, чтобы найти нас, но это не удалось, и, посетив до кучи Мурманск (там + 50), Ковшом следует домой.

Проводив Ковшова, стали ждать наш поезд, который опаздывал на 40 минут. По причине опоздания стоянку вроде бы сократили на 5 минут и нам с папой пришлось устроить спринтерский забег с байдарками за спиной. Благополучно загрузившись, мы оказались теперь в страшенной жаре, поскольку при отправлении из Мурманска, добросовестная проводница натопила вагон.

В сон я погрузился мгновенно. Мне снилось, что я не могу запереться в туалете, т.к. запирающий шпенёк куда-то пропал, затем пропадает моя байдарка и я вижу ее привязанной к красной моторке, которой управляет М.М. Хрусталев, а вижу эту картину с моста, по которому еду с Никитой на чей-то день рождения. Затем я оказываюсь, собственно, на дне рождения, который проходит на огромном балконе, с громадным синим диваном, вижу там свою дружескую клику и отчего-то испытываю печаль и говорю им что вижу их только во сне…

Пока, пора домой.

8 июля 2003 г.

Едем. Жарко. Сплю и ем. Читать больше нечего, да и не очень хочется.

День пролетел незаметно.

9 июля 2003 г.

На вокзале нас самоотверженно встретил Ковшов и повез Гринцевичей и наши вещи,

Дома нас ждали Сашка с Антоном и праздничный обед.

Гусятник решили провести в сентябре.